Марас » 13 апр 2011, 08:38
Если говорить о российском кино то тут ничего необычного, в том же Голливуде снимается масса провальных фильмов. Свежим примером является "Казино Джек" с Кевином Спейси (бюджет - 15M USD, сборы - чуть более 1M USD).
Но у российского кино есть и свои особенности. Практически все они вытекают из исторических реалий нашей страны, когда за последние 20 лет когда вместе с политической и экономической системой изменились и система ценностей и психология населения.
Поэтому и пути, которыми движется наше кино, отражают специфику экономического устройства России.
Обозначим такие пути с примерами из только что прошедшего 2010 г.
1. "Заслуженные" и "народные" деятели, нашедшие свои подходы к власти и примкнувшие к ним молодые специалисты с ухватками комсомольских работников. Пересидели безденежье 90-х, сейчас присосались к государственной кормушке в виде госзаказов. И если у Михалкова это практически всегда УГ, то у Эрнста еще есть попытки совместить распил с драматургией, но выходит неважно. Отсюда:
Утомленные солнцем 2: Предстояние (2010). Бюджет: 45M USD, Сборы 7.5M USD
Край (2010). Бюджет: 11M USD, Сборы 5M USD
Поп режиссера Хотиненко по заказу РПЦ. Бюджет: известен только Богу, РПЦ и продюсеру, Сборы 1,5M USD.
Брестская крепость с дебютирующим в роли продюссера Угольниковым. Бюджет: 7,54M USD, Сборы 4,5M USD
При этом у фильмов прекрасные режиссеры и актерский состав, активная маркетинговая поддержка, хороший прокат, неудачные попытки получить премии кроме российских, но... Главная цель - "окучить" бюджет на патриотический фильм. И она была выполнена, причем в случае НСМ - с особым цинизмом.
Но и в этом секторе вполне себе возможны финансово успешные проекты. В 2010 г. им стал "Кандагар" продюссера Тодоровского на деньги канала Россия при достаточно активном маркетинге.
Бюджет: 7M USD, Сборы 14,8M USD.
А также анимационный "Три богатыря и Шамаханская царица" от студии "Мельница" при финансировании Минкультом. Здесь уже идет циничная рубка бабла на раскрученной теме и отрисованных в первых сериях персонажах. Но мы не обсуждаем качество чипсов для бедных детей, мы анализируем финансовые показатели кинобизнеса. Бюджет: 3M USD, Сборы 18M USD.
2. Коммерческие фильмы.
Тут целая плеяда молодых режисеров во главе с наиболее успешным Т. Бекмамбетовым дружно топает по широкой дороге рецептов made in Голливуд. Фиговые листки лозунгов о культуре и патриотизме отброшены, все ориентировано на современного кинозрителя, готового потреблять и не напрягаться.
У нас нет комиксов, которые могли бы стать опрой успеха, но популярные Дозоры их успешно заменили.
В последнее время используется более дешевый рецепт, не требующий спецэффектов: берутся известные медийные комики и мощная маркетинговая поддержка, зачастую превышающая расходы на собственно съемки. Успех обеспечен.
Наша Russia: Яйца судьбы (2010) Бюджет: 2M USD, Сборы 22M USD где до продюссеров из ТНТ дошло, что зрителю интересны не только любимые комики, но и их персонажи. Предыдущие "самые лучшие фильмы" были более затратны, менее успешны, но успешны.
Другим удачным голливудским трендом стало изготовление всяческих ремейков, сиквелов и просто использование удачных идей (обмен телами в "Любовь-Морковь" и т.п.). В 2010 таких фильмов было несколько:
Ёлки от Бекмамбетова. Бюджет: 5M USD, Сборы 22M USD - по мотивам сиквела Xmas story "Ирония судьбы-2",
"Любовь в большом городе 2" Бюджет: 3M USD, Сборы 10M USD - сиквел переделки американского "Секса в большом городе".
"О чём говорят мужчины" с популярным Квартетом И. Бюджет: 3,5M USD, Сборы 12M USD.
Заметьте, все тоже комедии.
Но при этом даже такой "мусор" надо уметь снимать, а главное, продюссировать.
Вот Вы слышали о фильме "Человек с бульвара КапуциноК"? Я - нет. А между тем сиквел популярной комедии. Сняла все та же Алла Сурикова. С неплохими именами : Булдаков, Миронова, Боярская с папой в камео, Паниным, Голуб, Гальцевым, Н. Фоменко и др. Бюджет: неизвестен, Сборы 18 000 !!! USD.
3. Авторское или фестивальное кино.
После триумфа Звягинцева в Венеции и далее, у нас вычислили формулу успеха на европейских кинофестивалях. На Оскаре нас ждут, наверное, только с фильмами про то как мы осознаем свою вину за скажем войну в Грузии. А в Европе достаточно показать что мы их часть, с теми же проблемами, добавить "тарковщины" в подаче материала и, боже упаси!, никакого патриотизма, в испуге принимаемого за великорусский шовинизм, и прочих идей для внутреннего рынка.
Так "Как я провёл этим летом". Бюджет: 2,5M USD, Сборы 0,6M USD. Два "серебренных медведя" в Берлине. И по мелочи в Бордо и Чикаго. По бюджету видно, что снимали на деньги 1-го канала, чтобы те выполнили "план по медалям". Эрнст мужчина умный и на "Край" в этом плане не рассчитывал.
С "Овсянками" все еще проще. Взяли оператора Кричмана из "Возвращения", полумистическую роуд-стори в фино-угорских мотивах и получили приз в Венеции для того же Кричмана и от прессы и поехали собирать призы по всяким Абу-Даби.
Бюджет: 1,4M USD, Сборы 0,46M USD
Но снято все по видимому на деньги Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям.
Конечно, можно было не выделять авторское кино в отдельную группу ибо как и в первой группе финансируется оно из государственного кармана. Но цели все таки разные. Как и бюджеты, и целевая аудитория.
В 2010 году в России вышло на экраны порядка 60 отечественных фильмов. В качестве примеров я приводил лишь те, которые на слуху. Память об остальных же по закону Дарвина должна умереть быстрее, чем дрозофилы в чашке Петри.
В принципе, выть на Луну о смерти российского кинобизнеса не просто преждевременно, а просто нет причин. Кинобизнес есть, он развивается, кто-то пилит, кто-то творит, кто-то играет... Все в тех же морально-экономических реалиях, в которых и мы с вами находимся.
А про киноискусство в этой статье речи и не шло.
Because maps used to say, "there be dragons here." Now they don't. But that don't mean the dragons aren't there. Lorne Malvo
ГМ РИ Вархаммер 2019